Новую судоходную компанию планируется создать в Белоруссии. Об этом в интервью корреспонденту БелТА сообщил начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Бронислав Говоровский .
«Потенциальные инвесторы прорабатывают варианты создания в нашей стране судоходной компании с приобретением морских судов для выполнения перевозок белорусских внешнеторговых грузов и грузов иностранных фрахтователей, в том числе путем создания совместных или иностранных предприятий на условиях заключения инвестиционного договора», — рассказал собеседник.
Бронислав Говоровский отметил, что интерес к формированию белорусского морского торгового флота проявляют сразу несколько инвесторов. По его словам, есть сложности реализации проекта: «Пока основные белорусские экспортеры и импортеры продукции, в компетенции которых находится решение этого вопроса, занимают в отношении его урегулирования пассивную позицию, что не позволяет перейти к практической реализации проекта».
Что случилось со «старой» судоходной компанией, о которой так много говорилось в официальных СМИ на протяжении последних трех лет, госинформагентство и представитель Минтранса не пояснили. Возможно, речь идет об одном и том же проекте, сроки реализации которого затянулись.
В конце сентября 2010 года министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо выступил с сообщением на тему готовности Белоруссии обзавестись собственным флотом. «Создание белорусского морского торгового флота находится на этапе завершения», — заявил он журналистам. — «Уже подготовлена вся нормативно-правовая база, проект указа о его создании внесен на рассмотрение правительства».
По мнению министра, флот может базироваться в столице одной из стран ЕС: «Латвия готова и уже предложила конкретные условия для размещения базы морского торгового флота, создаваемого Белоруссией, в Риге либо же в других портах. На сегодня такую базу точно готова предоставить Рига».
Латвия может стать местом дислокации белорусского торгового флота. Так, министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо, находясь с рабочим визитом в Риге, подтвердил, что Латвия предложили использовать Рижский порт в качестве места базирования флота, — сообщал 24 сентября 2010 латвийский ресурс novonews.lv со ссылкой на радио SWH.
По мнению экспертов ИА REGNUM Новости , создание белорусского торгового флота с базированием вне сухопутной Белоруссии возможно, равно как и извлечение выгоды от морских грузоперевозок под флагом другой страны. Однако процесс реализации идеи именно морского флота имеет ту же фундаментальную проблему, что ряд других аналогичных амбициозных проектов властей Белоруссии — качество подготовки проектов и качество менеджмента.
При прочих обстоятельствах, более успешным для Белоруссии может стать развитие речного флота, в котором насчитывается около 700 судов различного назначения и водоизмещения и занято около 2,5 тыс. человек. В 2009 г. объем грузо
119d
перевозок речным транспортом вырос и составил около 5,5 млн. тонн, вырос также объем пассажирских перевозок — до 180 тыс. человек. 4 июля в Белоруссии отмечается День работников водного транспорта.