Сегодня, 16 ноября, из пресс-службы посольства России в Кишиневе в редакцию ИА REGNUM Новости поступили тезисы выступления посла России в Молдавии Валерия Кузьмина на состоявшемся 15 ноября в Кишиневе международном общественном форуме «Молдавская государственность и демократия после преодоления политического кризиса. Будущее российско-молдавских отношений» в рамках V заседания круглого стола «Россия-Молдавия: диалог во имя будущего». ИА REGNUM публикует полный текст тезисов.
В последнее время российско-молдавские межгосударственные отношения периодически омрачались появлением различного рода мифов — «страшилок», попытками исказить факты нашей совместной истории и поставить под сомнение исторически дружественный характер этих отношений, прочность связей между русским и молдавским народами, которые в течение столетий строились на основе взаимных симпатий и взаимопомощи. Это однако не является предметом сегодняшнего доклада, поскольку он будет в основном посвящен объективным, а не субъективным явлениям политики, экономики и гуманитарных связей.
1. Россия заинтересована в том, чтобы Республика Молдова была стабильным и предсказуемым соседним государством-партнером. О серьезности и честности данной позиции свидетельствует базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19 ноября 2001 г., десятую годовщину подписания которого мы отметим в будущем году. Данный документ подтверждает обязательства России по соблюдению в наших межгосударственных отношениях принципов современного международного права, включая документы ОБСЕ и Совета Европы . Наша страна исходит в своей политике по отношению к Молдавии из уважения к ее суверенитету, независимости и территориальной целостности, а также заявляет о готовности развивать равноправное взаимовыгодное сотрудничество с ней в различных областях.
К сожалению, не все положения данного Договора получили должное развитие и в полной мере реализуются. Так, скажем, приняв на себя обязательства «гарантировать и защищать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам», молдавская сторона отклонила наше предложение подписать соответствующее межправительственное соглашение по аналогии с документом, подписанным с Украиной в декабре 2009 г.
Не в полной мере задействован предусмотренный Базовым договором механизм политических консультаций между нашими странами, особенно по международной, а также общеевропейской проблематике безопасности, контролю над вооружениями и т.д. Свою позицию молдавская сторона нередко, обосновывает тем, что намерена безусловно ориентироваться на позицию Евросоюза , что выглядит несколько преждевременным с учетом отсутствия реальной перспективы принятия РМ в ЕС в обозримом будущем, хотя, разумеется является правом наших партнеров.
Тем не менее, наличие солидной договорно-правовой базы, в фундаменте которой краеугольным камнем является Базовый договор 2001 г.
4293
, заметно отличает позицию России в отношении РМ по сравнению с позицией некоторых соседних стран, воздерживающихся от этой общепризнанной формулы признания независимости и государственного суверенитета страны-партнера.
2. Несомненным приоритетом в межгосударственных связях является торгово-экономическое сотрудничество, включая солидные российские инвестиции в молдавскую экономику, создание совместных предприятий. Эти отношения продолжают эффективно работать. Я бы сказал вопреки широко распространяемым в последний период мифам не только о некоем неравноправном, невыгодном для Молдавии их характере, но и назло ничуть не более обоснованным легендам о бурном развитии торгово-экономических связей РМ с Евросоюзом (ни одна «преференциальная квота», кроме винной, из числа предоставленных Брюсселем Кишиневу, пока не заполнена).
Российская Федерация де-факто играет ключевую роль в поддержании стабильности социально-экономической сферы Молдавии. Российский рынок открыт для молдавских товаров и рабочей силы, в том числе в рамках многосторонних договоренностей СНГ . На долгосрочной основе строится снабжение молдавских потребителей энергоресурсами (по газу почти 100%, по электроэнергии около 70%).
Функции координации двусторонних отношений в торгово-экономической сфере принадлежат Межправительственной комиссии (МПК), 11-е заседание которой состоялось в феврале текущего года, а формат встреч сопредседателей МПК действует фактически постоянно, несмотря на продолжающийся в Молдавии период политической нестабильности.
По состоянию на 1 октября этого года Россия сохраняет за собой место самого крупного внешнеторгового партнера — наша доля в молдавском экспорте — около 25%, в импорте — 14%. Молдавской плодовоовощной продукции экспортируется в Россию более 30%, а по вину — еще больше.
Особую, хотя и неуникальную для Молдавии сферу наших экономических связей представляет собой трудовая миграция молдавской рабочей силы на российский рынок. Нацбанк Молдавии и Центробанк России в текущем году фиксируют рост притока денежных средств от работающих в России молдавских граждан. По оценкам экспертов, доля таких поступлений из России во всем объеме переводов из-за рубежа составляет порядка 70% от общей суммы чуть менее 900 млн. долл. США за 8 месяцев 2010 г. По данным Росстата , за 1 полугодие поток въезжающих в Россию молдавских граждан увеличился на 350% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, несомненно, отражает общую тенденцию, в т.ч. к легализации пребывания молдавских трудящихся на российской территории.
Вместе с тем, следует констатировать, что очередной раунд переговоров по заключению нового соглашения по регулированию процесса трудовой миграции в минувшем октябре вновь не привел к подписанию этого важного документа. Более того, молдавская сторона вновь заблокировала российское предложение об открытии в Кишиневе официального представительства Федеральной миграционной службы РФ.
Серьезно тормозит развитие торгово-экономических связей тот факт, что молдавская сторона, как при прежнем, так и при нынешнем правительстве уклоняется от согласования вопроса об открытии генконсульства России в Тирасполе, которое, естественно, подчинялось бы нашему Посольству в Кишиневе. Это также заметно отличается от позиции, занятой правительством РМ в отношении учреждения консульских учреждений Румынии на своей территории в районах, представляющих наибольший интерес для партнера.
Только с начала текущего года Россия напрямую предоставила гуманитарную помощь Молдавии на общую сумму свыше 20 млн. долл. (и это не считая взносов в международные фонды и организации-доноры). Помощь была направлена на ликвидацию последствий наводнения на р. Прут, поддержку сельхозпроизводителей в Гагаузии, системы социального обеспечения и здравоохранения в Приднестровье, среднего и высшего образования на обоих берегах Днестра.
3. Заметный и пока неиспользуемый резерв для вывода на новый уровень российско-молдавских торгово-экономических отношений представляет потенциал многостороннего сотрудничества в различных форматах на постсоветском пространстве. Несмотря на раздающиеся в последнее время призывы от ряда молдавских политиков обратить более пристальное внимание на процессы в рамках СНГ, официальный Кишинев, в значительной мере однобоко развивая европейский внешнеполитический вектор, явно недооценивает реальные и потенциальные возможности, предоставляемые, к примеру, такой региональной организацией, как Евразийское экономическое сообщество. Наиболее же динамично, на самых высоких скоростях развивается Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Первые 100 дней его функционирования привели после снятия таможенного оформления товаров к росту торговли между тремя странами на 25-30%. Сегодня Таможенный союз сформирован на 90% и идет вперед «строго по плану». Следующий этап — формирование Единого экономического пространства, предполагающего создание общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех государств с огромной территорией и населением около 170 млн. чел.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, отнюдь не конкурируя с евроаналогами, открыт для присоединения других партнеров по СНГ по мере созревания их готовности к такой форме интеграции.
4. Важнейшей темой российско-молдавских отношений уже два десятилетия является политическое урегулирование приднестровского конфликта. Россия внесла эффективный вклад в купирование активной военной фазы этого конфликта, развернула и поддерживает свой воинский контингент в рамках совместных миротворческих сил, которые гарантировали прочный мир на Днестре и создали прецедент, пожалуй, самой успешной миротворческой операции в мировой практике последних десятилетий.
Взяв в свое время на себя т.н. стамбульские обязательства на саммите ОБСЕ 1999 г., Россия последовательно выполняла их как в военной (полный вывод вооружений, ограничиваемых ДОВСЕ, эвакуация боеприпасов), так и в политической сфере. К сожалению, в силу непоследовательной позиции РМ в конце 2003 г. было сорвано подписание согласованного сторонами конфликта плана политического урегулирования приднестровской проблемы, что привело впоследствии к глубокому кризису как переговорного процесса и российско-молдавских отношений в целом, так и к прекращению вывоза боеприпасов с Левобережья, против чего в новых условиях выступил Тирасполь.
Хотя Россия не несет никакой ответственности за это, она терпеливо и последовательно продолжила дипломатические усилия по возобновлению переговоров. В 2005 году российская сторона поддержала создание «консультативного переговорного формата» (постоянного совещания по политическим вопросам), который получил кодовое название «5+2», а впоследствии активно содействовала возобновлению прямых контактов сторон, включая встречи их руководителей.
Вместе с тем, восстановить переговорную динамику в полном объеме до сих пор не удалось. Как неоднократно подтверждала российская сторона в последние годы, в т.ч. в заявлении руководителей России, Молдавии и Приднестровья от 18 марта 2009 г., мы готовы рассматривать вопрос о трансформации миротворческой операции в гражданскую в контексте достижения политического урегулирования конфликта. При этом важно понимать, что никакое политическое урегулирование в современном, цивилизованном смысле этого термина невозможно без налаживания равноправного диалога сторон конфликта и достижения между ними компромиссов по основным статусным и другим аспектам урегулирования на базе как уважения территориальной целостности РМ, так и обеспечения гарантированного статуса приднестровского региона, прав проживающих там людей.
Представляются необоснованными попытки определенных политических сил в Республике Молдова в отрыве от существенно изменившихся с 1999 г. геополитических и геостратегических реалий на пространстве ОБСЕ представить весьма ограниченное и вынужденное российское военное присутствие на левобережье Днестра как некую оккупацию или средство давления на Кишинев. Подобная позиция является некорректной, поскольку не учитывает ни контекст приднестровского конфликта, ни расширение блока НАТО , создание иностранных военных баз в Румынии и Болгарии и, в конце концов, продолжающий свое действие российский мораторий на выполнение обязательств по адаптированному ДОВСЕ в связи с фактическим отказом всех государств НАТО (а также и РМ) ратифицировать этот документ, давно ратифицированный Российской Федерацией.
5. Одним из ключевых компонентов наших межгосударственных отношений являются культурно-гуманитарные связи, особенно в связи с такими реалиями как факт признания более, чем половиной населения Молдавии русского языка как родного или второго родного. В этой области можно констатировать наличие неплохой договорно-правовой базы, потенциал которой также не во всем своем объеме реализуется. Тем не менее, опять же вопреки политической нестабильности в РМ, удается поддерживать довольно активные культурные обмены, в том числе на чисто коммерческой основе.
На будущий год запланировано проведение очередных Дней молдавской культуры в России. Благодаря усилиям Посольства и ряда грантодающих общественных структур России (Фонд «Русский мир», Фонд им. Ю.Долгорукого, фонд «Новые имена» и др.) в традицию постепенно входит проведение в Кишиневе таких культурных мероприятий как Международный фестиваль русских камерных театров и малых драматических форм, проведение мастер-классов для студентов и учащихся специальных средних учебных заведений, гастролей театральных и художественных коллективов. Как представляется, более активный вклад в развитие наших отношений в данной сфере могло бы внести бизнес-сообщество, поддержав усилия правительств.
Нельзя не упомянуть и о большой и разноплановой поддержке, которую оказывает Россия Молдавии, нашим соотечественникам, проживающим на ее территории в области высшего и среднего образования (стипендии, стажировки преподавателей, олимпиады), изучения русского языка в школах и с русским и с молдавским языком обучения, библиотечного дела и т.д.
6. Нет смысла подробно останавливаться на некоторых событиях уходящего года, связанных с попытками бросить тень на многовековой дружественный характер отношений между русским и молдавским народами, а также между современными Россией и Молдавией. Особенно ярко это прослеживается в стремлении опорочить признанный мировым сообществом подвиг наших отцов и дедов, их решающий вклад в победу над фашизмом в смертельной схватке не на жизнь, а насмерть. Молдавский народ в своем подавляющей большинстве отмежевался от этой позиции.
На днях мне довелось участвовать в церемонии переименования одной из кишиневских улиц в честь покойного президента Польши Леха Качиньского , который в контексте мероприятий, посвященный 70-летию начала Второй мировой войны сумел сделать мудрый и дальновидный шаг к переосмыслению некоторых событий национальной истории, к отказу от стереотипов внешнего и исторического врага, которые долгие годы отравляли польско-российские отношения.
В новейшей истории есть немало позитивных примеров того как можно и нужно преодолевать исторические фобии и предрассудки недоверия и вражды между народами (интегрированная история в ЕС, отношения Германии и Франции, России и Германии, России и Турции). Думаю, данная тема весьма актуальна и для молдавско-российских и российско-молдавских отношений, тем более, что в них значительно меньше противоречивых и трагических эпизодов, чем, скажем, в российско-польских… Для их изучения и выработки совместной объективной и неконфронтационной трактовки, составления новых школьных и вузовских учебников вполне своевременно было бы сформировать авторитетную российско-молдавскую комиссию ученых, прежде всего, историков и педагогов. Это императив времени, непреложное требование эпохи глобализации и утверждения в масштабах нашей планеты демократических основ общественного устройства, включая плюрализм и свободу мнений и совести, — без свойственного «тоталитарному» сознанию насильственного навязывания одной точки зрения или одной идеологии и при необходимом уважении к патриотическому долгу гражданина. А по поводу учебников есть и решение СНГ.
7. В заключение не могу не затронуть еще одну тему. Речь идет о сотрудничестве между архивами наших стран и издании сборников документов, касающихся двусторонних связей. На словах готовность к взаимодействию в этой сфере вроде бы есть, однако на практике дело движется мало. Ища сомнительных «сенсаций» в хранилищах собственных спецслужб, молдавская сторона проявляет поразительную робость в куда более простых вопросах, к примеру, опубликовании официальной переписки руководителей России и Молдавии в новейшее время.