Oваннес Никогосян: Астанинский саммит ОБСЕ на грани провала?

Последние недели, ведущие к Астанинскому саммиту ОБСЕ, кажутся самыми напряженными в регионе нагорно-карабахского конфликта. Все стороны уже обменялись заявлениями, подтверждающими готовность к новому военному столкновению. Если вспомнить про недавно принятое трехстороннее заявление, сделанное 27 октября в Астрахани, можно придти к неприятному выводу о том, что даже документы, принятые на высоком уровне, имеют одноразовый эффект. В данном случае, стороны обменялись телами убитых и военнопленными, однако задекларированные договоренности не имели хотя бы среднесрочного эффекта, так как атмосфера недоверия и уровень напряженности, по большому счету, возрастают по инерции той воинственности, которая содержится в официальных заявлениях между раундами переговоров.

Более того, стороны начали соревноваться по амплитуде своих агрессивных высказываний. Хотя справедливости ради надо отметить, что азербайджанская сторона оставляет в этом далеко позади оппонентов из Карабаха и Армении вместе взятых. Абстрагируясь от заявлений чисто внутриполитического контекста (в Азербайджане только завершилась избирательная кампания), на которые посредникам не стоило реагировать, мессиджы и ультиматумы уже к международному сообществу, также по инерции, остаются без должного внимания. Подобное поведение сторон конфликта к переговорному процессу красноречиво свидетельствует только об отсутствии духа компромисса, достаточного для долгосрочного решения оставшихся спорных вопросов. Единоличные усилия России, которыми ознаменовался весь текущий год, выполняют функцию сдерживания сторон от прямого столкновения в результате обострения атмосферы войны.

Более того, проигравшая сторона конфликта — Азербайджан, по-видимому, потеряла все надежды на возврат Нагорного Карабаха путем мирных переговоров, и активно ждет своего «звездного часа» или, по политологической терминологии — casus belli, чтобы оправдать начало второй войны. Об этом прямым текстом Ильхам Алиев заявил на траурной церемонии прощания с диверсантами (речь идет о Мубаризе Ибрагимове и Фариде Ахмедове, удостоенных в Азербайджане званий Национальных Героев — ИА REGNUM Новости ), тела которых были переданы Азербайджану после Астраханской декларации. При чем, если в прошлом делались только дежурные заявления об организации чаепития в разных городах Нагорно-Карабахской Республики, то сегодня растущий военный бюджет, вопреки всем неписанным законам цивилизованного мира, пропагандируется самым активным образом. Президент Алиев гордо утверждает: «Как можно утаить, что мы приобретаем столько оружия, боеприпасов и техники, ведем подготовку, проводим учения. Для чего? Для того, что мы должны освободить нашу землю. Мы живем в условиях войны».

Конечно, представление константной внешней угрозы войны — это хорошее оправдание, придуманное для охлаждения пыла того сегмента протестного населения, которое живет далеко за пределом нищеты. Естественно, находящаяся в трудном коммуникационном вакууме Армения ил
21ef
и непризнанная НКР тоже не могут хвастаться европейским уровнем жизни своих граждан, но военный бюджет этой страны (см. таблицу) не становится аргументом в мирных переговорах. Если посмотреть на динамику роста военных расходов другого южнокавказского государства — Грузии, можно узреть очевидные тенденции подготовки к августовской авантюре 2008г. за три года до войны, когда по сравнению с 2005г., уже на момент начала войны бюджет вырос на 3.2 раза. Интересную параллель здесь можно провести с Азербайджаном, когда на обсуждениях главного финансового документа этого государства высшее руководство хвасталось, что на следующий год военные расходы тоже возрастут на 3 раза. Эти очевидные признаки подготовки к новой войне никак не комментируются ни вовлеченными в процесс урегулирования ответственными странами, ни международными организациями. Более того, окрыленный этой «молчаливой поддержкой», президент Алиев задается вопросом: если не критикуют, зачем мне это утаивать!?

  2005 2006 2007 2008 2009
Азербайджан 542 1,112 1,210 1,635 1,434
Армения 246 291 341 396 405
Грузия 341 580 1,148 1,090 665

Таблица 1 Военные расходы стран Южного Кавказа (Источник: SIPRI, mln USD)

В сухом остатке — очевидный провал очередной российской инициативы по достижению хотя бы согласия по основополагающим принципам урегулирования, о чем своим осторожным оптимизмом поделился президент России Дмитрий Медведев после астраханского раунда. При чем с армянских сторон тоже в наличии редкие по своей активности, но меткие по жесткости заявления. В частности, Секретарь Совбеза республики Артур Багдасарян в интервью польскому изданию заявил, что Армения ожидает от Астанинского саммита «конкретных решений» по Карабаху, а высокопоставленные функционеры из правящей Республиканской партии как бы парафировали это заявление, добавив, что Армения готова идти на компромиссы. Примечательно, что о конкретных решениях до этого говорили только в Азербайджане, ссылаясь на свою нетерпеливость от продолжающихся переговоров. Днями позже, уже реагируя на «удручающие события» в Азербайджане, президент Армении Серж Саргсян заявил, что в случае провокаций и агрессии, удар армянской стороны будет «разрушительными и последним». Военные учения Армии обороны НКР, которые были «максимально приближены к реальности», прошли 1-13 ноября в окрестностях города Акна (бывший Агдам, НКР), за которыми наблюдали президенты и министры обороны Армении и НКР. По словам военных экспертов, на учениях было задействовано больше техники, чем в самых ожесточенных боях первой войны.

Ситуация чем-то напоминает Лиссабонский саммит ОБСЕ 1996 года. Последний саммит ОБСЕ созывался уже 11 лет назад, в Стамбуле, решения которой были не совсем приятными для Армении, а высшее руководство, обезглавленное после «27 октября», очнулось только полгода спустя, сделав необходимые оговорки к подписанной Стамбульской Хартии. Сегодня все чаще и громче говорится о том, что в Астане Армении и Азербайджану предложат подписать некий документ по основополагающим принципам урегулирования. В случае, если Азербайджан попытается настоять на неприемлемых для армянских сторон принципах, Армении следует принять самую жесткую из всех возможных линию поведения, использовав свое право вето всего итогового документа саммита, венцом которого будет договор о европейской безопасности, над чем работают Россия, Германия и Франция с начала 2008 года. Это станет ощутимым сигналом международному сообществу «от Ванкувера до Владивостока» о том, что если кто и собирается терпеть бесконечные угрозы и неконструктивную позицию Азербайджана, то это совершенно точно не будет Армения. Это подтвердит заблуждение тех, кто думает, что безопасность на периферии Европы не имеет ничего общего со всем остальным регионом ОБСЕ, а Косово ближе к телу, чем Карабах. Такой шаг армянского руководства красноречиво напомнит о реальной ситуации, где все страны ОБСЕ будут нести ответственность за развязывание новой войны Азербайджаном.

Ованнес Никогосян — приглашенный лектор, Российско-Армянский (Славянский) Университет, Ереван