Священнослужители: как вернуть престиж университету?


  Священнослужители: как вернуть престиж университету?

В последние 20 лет высшее образование в России стало практически всеобщим. Однако это не повод для гордости: на деле от высшего образования в привычном смысле этого слова оно зачастую удерживает только название, выполняя, в сущности, те функции, с которыми раньше справлялось среднее — давая базовые навыки социализации: умение хотя бы относительно грамотно писать, умение уяснить для себя смысл написанного текста и т.п.

Это, разумеется, касается не всех вузов, но значительной их части. Понятие «университет» катастрофически девальвировано, равно как и университетский диплом как таковой (за исключением считанных вузов и факультетов).

Последствия такой девальвации многообразны. Во-первых, наблюдается перепроизводство специалистов с дипломами, которые стоят очень мало или вовсе ничего в глазах работодателя.
Во-вторых, доля выпускников, работающих по специальности, в некоторых вузах приближается к нулю.
Наконец, в-третьих, наличие диплома в сочетании с крайне низкой реальной квалификацией создает у молодежи чрезвычайно завышенную самооценку и столь же завышенные требования к потенциальному месту работы.

Все эти недостатки отмечались не раз, однако положение не только не улучшается, но даже продолжает ухудшаться.

Для его исправления предлагалось ужесточить требования к выпускникам вузов во время госэкзаменов, лишая заведения, чьи студенты не способны сдать «госы», права выдавать дипломы государственного образца. Звучали и предложения вернуть существовавшую при советской власти систему распределения молодых специалистов, при которой вуз берет на себя обязанность трудоустроить выпускника, а тот — отработать определенное время по полученной специальности.

«Кажутся ли вам разумными эти меры? Может быть вы готовы предложить что-то свое? Что можно сделать, чтобы вернуть былой престиж высшему образованию?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, согласился, что число так называемых «вузов» превышает у нас все разумные пределы.

«Поэтому первая мера кажется мне вполне оправданной. При таком количестве вузов просто физически невозможно объективно оценить их методики и качество преподавания. Возрождение конкурса в вуз, когда туда попадают действительно лучшие, а не все подряд, в том числе и бегущие от армии, кажется мне делом добрым», — сказал он.

«А вот распределение как принудительная санкция мне не нравится. Безусловно, выпускник сам должен быть заинтересован в работе по специальности. Невольник — не богомольник. И вряд ли выпускник будет усердно трудиться по принуждению», — добавил отец Максим.

«Разумным исключением мне кажутся только случаи, когда речь идет о некой предварите
1a4c
льной работе как условии попадания на более высокое место. Например, врач, чтобы завести частную практику, сначала должен отработать определенное время в обычной больнице и т.д. Это должно касаться только каких-то престижных специальностей», — полагает протоиерей.

«Чтобы возродить престиж образования, его нужно в первую очередь достойно финансировать», — заключил он.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает, что, по крайней мере, психологически престиж высшего образования у нас нисколько не умалился.

«Действительно, за последнее время появилось много новых вузов с не очень высоким уровнем преподавания. Но, кажется, рост числа подобных вузов сейчас остановился», — сказал он.

«Система распределения молодых специалистов в некоторых областях, как мне кажется, сыграла бы положительную роль. Ничего плохого в том, чтобы вузы помогали трудоустроиться своим выпускникам, я не вижу», — отметил протоиерей.

«Ну а престиж самого высшего образования зависит в первую очередь от объема и качества знаний, которые может предложить вуз, и уровня преподавания. Очевидно, что в вузах, заботящихся о своем престиже, будет и объективная проверка знаний студентов. Столь же очевидно, что качество высшего образования во многом зависит от уровня коррупции в вузах», — заключил он.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак тоже не согласился, что высшее образование у нас девальвировано.

«По моим собственным наблюдениям престиж, по крайней мере, университетского образования довольно высок. Другое дело, что очень многие выпускники вузов не работают по специальности. И это в каком-то смысле следствие развала системы распределения выпускников по рабочим местам. Я думаю, что — может быть, в несколько иной форме, чем в СССР и не в полном объеме — эту систему следовало бы восстановить», — сказал он.

«А вот искусственное сокращение числа вузов, по-моему, не только не даст положительного эффекта, но и приведет к резкому сокращению числа молодых людей, стремящихся получить не только профессиональную подготовку, но и повысить общий уровень культуры, освоить навыки систематизации, структурного и логического мышления. Эта мера представляется мне нецелесообразной», — добавил священник.