Какую роль сыграли казаки в Великой Отечественной?


  Какую роль сыграли казаки в Великой Отечественной?

Тема казачества, поднятая в «Правде» доктором исторических наук Павлом Голубом и политическим обозревателем Виктором Кожемяко, всегда волнует и меня. Ведь я родился в донской степи среди казаков.

И не только поэтому волнует история казачества: зарождение, дислокация, боевые качества и роль в защите России, обережение своей вольности и проявление себя в бурных, эпохальных событиях ХХ века, в том числе в революции, Гражданской войне, социалистическом строительстве, в Отечественной войне. Тема широкая, привлекательная, актуальная. Одна цель при этом должна заботить нас: избежать лжи, коверкания истории.

И, наконец, мой очень важный вопрос: оценила ли Советская власть вековые качества характера казаков, особенно в годину величайшего сражения Вооруженных Сил СССР в 1941—1945 годах? Это весьма интересно!

Всё осветить в газетной публикации невозможно, и я такую цель перед собой не ставлю. Но коснуться некоторых граней этой огромной темы попытаюсь.

25 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА состоялась Международная научно-практическая конференция: «Время о роли масс и личности в истории» (к 130-летию со дня рождения И.В. Сталина). По итогам вышла объемная книга «Сталин и современность». В ней опубликовано и моё выступление — «Сталин, как гений, не чурался вековых традиций, живущих в народе…»

Прозорливый руководитель Советского государства не мог отбросить судьбу, а значит, и традиции казачества. Он знал историю и отзывы о казачестве великих русских деятелей. И он думал о том, как в новых условиях поставить боевые, патриотические традиции казаков на службу Отечеству. Сталин брал всё лучшее из истории Российской империи!..

И вот читаю в альбоме Артиллерийского исторического музея «Обмундирование и знаки различия Советской Армии (1918—1958)» (Ленинград, 1960 г.; его храню с лейтенантских лет…):

«Развитие культуры населяющих СССР национальностей, уничтожение классовых противоречий как в городе, так и в деревне, окрепшее морально-политическое единство советского общества позволили восстановить традиционный на юго-востоке страны вид войсковых кавалерийских частей — казачество… Сформированным казачьим частям была присвоена в 1936 г. особая форма обмундирования, во многом сходная с традиционной казачьей одеждой русской армии». Конкретно: приказ Народного комиссариата обороны (НКО) СССР № 67 от 23 апреля 1936 года. Введены кубанки для терских и кубанских казачьих частей, папахи — для донских; казакины, бешметы, черкески… А вп
2c4b
ервые традиционная форма введена для 11-й кавалерийской дивизии (Кавказ) приказом Реввоенсовета (РВС) СССР № 302 от 4 июня 1926 г.: бурки, бешмет, башлык… Так работала мудрая Советская власть!

Надо прямо сказать, что кавалеристы гордились своей формой. Красные лампасы дончаков восхищали даже гражданских лиц — я знаю. И казаки храбро сражались… Это целая история и подтверждение мудрой, подлинно народной политики Советского правительства. В годы Великой Отечественной только в Ростовской области было сформировано 5 кавалерийских дивизий, героически сражавшихся с гитлеровской армией.

Все они стали гвардейскими.

Заглянем в замечательную энциклопедию «Сталинградская битва» (Волгоград, 2008 г.): в 1941 году было сформировано отдельное соединение народного ополчения — Донская сводная казачья кавалерийская дивизия: «За основу структуры… была взята казачья сотня. В формировании казачьих сотен приняли участие более 20 районов области». В 1942 году дивизия получила Боевое Знамя и убыла на фронт…

Но история не движется прямолинейно. Чёрную страницу во Второй мировой войне олицетворяет бывший атаман Войска Донского, избранный таковым после революции, в 1918 году, генерал-лейтенант П.Н. Краснов. Он затем эмигрировал в Германию, встал на сторону кровопийцы Гитлера. Однако был разгромлен, взят в плен, казнен по приговору Верховного суда СССР в 1947 году. Но разве большинство казаков были с Красновым?

29 мая с.г. по приглашению творческого объединения литературно-художественного альманаха «Зори над Еей» я принял участие в работе ярко, масштабно организованных «Первых Шолоховских чтений на Кубани». Происходило это в станице Кущёвской Краснодарского края — в честь 105-летия со дня рождения великого писателя. Здесь в июле 1935 года гостил Михаил Александрович Шолохов, приехавший по приглашению красного партизана И.И. Попова.

«Ваше письмо,— сказал Шолохов,— я показал Алексею Максимовичу Горькому. Он внимательно прочитал его и сказал мне: «Миша! Поезжай к подкущёвским партизанам и помоги им. Они хотят написать книгу»… И вот я приехал к вам, дорогие товарищи…» (Из очерка «Михаил Шолохов и кубанский партизан Иван Попов» Н. Веленгурина). К слову, из 320 дворов хутора Подкущёвки с начала Гражданской войны около трёхсот человек ушли в красные партизанские отряды биться с отрядами южной контрреволюции Корнилова, Краснова, Каледина… Встреча писателя с казаками-партизанами состоялась: зал клуба был забит до отказа… Сохранились и воспоминания Попова. О своей поездке в этот хутор Шолохов написал статью «Героическая Подкущёвка». Позже Подкущёвка влилась в станицу Кущёвскую.

…Мы возложили цветы к мемориальной доске на здании, извещающей о посещении его писателем. В программе дня были доклады, выступления станичников и гостей, концерты казачьих ансамблей, выставки книг местных авторов. Меня поразили число талантов на периферии, неугасающая любовь к автору «Тихого Дона», к истории кущёвской земли.

Конечно, нельзя не вспомнить экскурсию на музейно-туристический объект «Поле казачьей славы» рядом с федеральной автодорогой «Дон». В 1967 году здесь был открыт памятник казаку-гвардейцу. Именно на этом поле в грозном 1942 году озарили себя бессмертной славой всадники 4-го гвардейского корпуса в боях с фашистами, рвавшимися к Краснодару. Например, 2 августа под Кущёвской казаки 13-й Кубанской дивизии полковника Б.С. Миллерова стремительной атакой в конном строю обескровили 101-ю немецкую пехотную дивизию «Зелёная роза» и два полка СС. Объективно бой оценил в своем дневнике итальянский офицер: «Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты, а кони у них стальные. Живым отсюда не выбраться» («История земли Кущёвской», г. Кропоткин, 2009 г.). Так сражались красные казаки!..

Видел я щит с надписью: «Здесь в 1942 году держали оборону донские казаки 11-й гвардейской дивизии». И этот факт нельзя не отметить: подвиг в период войны командира эскадрона 412-го гвардейского Донского полка, Героя Советского Союза, полного георгиевского кавалера Константина Иосифовича Недорубова, вместе носившего звезду Героя и четыре Георгиевских креста! На подступах к станице Кущёвской он со своим сыном Николаем уничтожил около двухсот гитлеровцев. Его бюст установлен у городского музея в Волгограде…

Я еще раз убедился, что Коммунистическая партия, Советское правительство, создав казачьи части уже на новой идеологической основе, значительно усилили боевитость и красоту нашей армии.

Итог решений о возрождении казачьих войск потом выразился в гордой советской песне: «Едут, едут по Берлину наши казаки» (1945 год). Победила прозорливость Сталина…

Как бы мне, гражданину СССР, а ныне России, хотелось, чтобы «злые языки» (по Грибоедову) не плевали в душу нашей, не похожей ни на чью, истории!

* * *

Уже был готов везти эту статью в редакцию, но получил из станицы Кущёвской районную газету «Вперёд» от 3 августа 2010 года (издается с 10 марта 1930-го) и книгу Людмилы Рогочей «Казачья старина» (2010 г.). Еще одно подтверждение актуальности темы, поднятой «Правдой»!

Вот в районном музее проходит выставка, посвященная 68-й годовщине атаки под Кущёвской. В экспозиции — книги о казаках-гвардейцах, фотоальбомы о памятных по сельским поселениям Кущёвского района событиях, воспоминания земляков А. Марченко, А. Золототрубова о С. Будённом и К. Недорубове, картины и т.д. Желающие могут посмотреть фильм о героическом пути и трудовых буднях Недорубова, присланный правнучкой героя. Похвально! Надо помнить героизм казаков СССР в годы великой войны…

И книга Людмилы Рогочей, творческой женщины — «Казачья старина. Хроника казачьего рода». Предки автора — издавна казаки. Она радуется, что «остались элементы казачьей культуры, фольклор». Начала понимать казачий род с песен: «Они пробудили в моем детском сердце чувство сопричастности к мужественному и гордому племени казаков».

Словом, тема казачества на слуху, она продолжается. Значит, «Правда» всё видит, анализирует и помогает преподать многим урок Правды