Подмеченная Николаем Гоголем во «Взгляде на составление Малороссии» сугубо талассократическая черта характера малороссийского народа, позволявшая лучшим его представителям беспечно наблюдать, как басурманы «разрывали до основания» городок их, превосходно объясняет и наше отношение к главному «городку» страны — стольному граду Киеву. За свою многовековую историю Киев не раз был захвачен врагами — одно- или иноплеменными. И в этом количественном отношении украинская столица вряд ли выделяется из ряда иных.
Рим тоже захватывали не раз. Но всякий раз это был шок для его граждан. Скажем, память о разгроме при Аллии (390 г. до Р.Х.) и пленении Города (за исключением Капитолийского холма) навечно отпечаталась в римском сознании и даже законе: пятнадцатый день до секстильских календ был законодательно определен «аллийским днем», в каковой запрещены все общественные и частные предприятия. Когда после каннской катастрофы (216 г. до Р.Х.) торжествующий победитель подошел к воротам Города, вопль «Hannibal ante portas!» выражал не панику и призыв «спасайся, кто может!», а тотальную мобилизацию народа римского для отпора врагу. В 46 г. до Р.Х. диктатор Гай Юлий Цезарь захватил Рим, «перейдя Рубикон», — и речь идет вовсе не о речушке, отделявшей Умбрию от Цизальпийской Галлии. Излишне напоминать, какой цивилизационной катастрофой было падение Вечного города в 410 г. по Р.Х. Захват Рима германским племенем вандалов в 455 году обозначен в мировой культуре понятием «вандализм».
Поэтому, возвращаясь к заявленной теме, решусь утверждать: после 1240 года Киев оставался на картах (географически и политически) не столько усилиями его защитников, сколько, по выражению Николая Васильевича, «как будто чудом».
Вряд ли можно предъявить претензии к твердости духа киевлян образца 1322 года, когда литовский князь Гедемин отвоевал Киев у татар. По свидетельству Гоголя, «этот дикий политик, не знавший письма и поклонявшийся языческому богу, ни у одного из покоренных им народов не изменил обычаев и древнего правления: все оставил по-прежнему, подтвердил все привилегии и старшинам строго приказал уважать народные права, нигде даже не означил пути своего опустошением».
Набеги золотоордынского темника Едигея в 1416 г. и хана Менгли-Гирея в 1482 г., по своей разрушительной силе сопоставимые с нашествием Бату-хана, также вряд ли требовали народной мобилизации по типу римской. Крымчаки шалили чуть ли не каждую весну; спрячемся в лесах, переждем, и все образуется.
Нет страны. Есть территория, ничем не лучше той, что рядом, — ради чего смерть принимать?
Иной меркой надобно оценивать события национально-освободительной войны украинского народа. Ибо с нации страны спрос будет иной, нежели с населения территории.
…24 февраля 1649 года на переговорах с польскими комиссарами, отвечая на польскую пр
2e96
етензию касательно самоуправства козаков в столице киевского воеводства Речи Посполитой, гетман Богдан категорически заявил: «Киев мой город, я господин воевода киевский. Бог мне дал его при помощи сабли, более об этом бесполезно говорить».
Если судить по дальнейшей переписке гетмана его Королевской милости Войска Запорожского, то «господин воевода киевский» в Киеве бывал не часто. Это и понятно: тяжелейшие условия непрекращающейся войны требовали постоянного присутствия в Войске его главнокомандующего.
Главный театр военных действий располагался на западе, в районе соприкосновения украинской армии с коронными войсками. На литовском направлении действовали отряды, совершавшие полупартизанские рейды вглубь Великого княжества Литовского (что трудно объяснить с точки зрения дипломатии, ибо в то время между Украиной и Литвой действовало перемирие, которое, по некоторым сведениям, заключили Хмельницкий и Радзивилл).
Накануне решающего сражения под Берестечком коронный гетман Потоцкий забрасывает гетмана Великого княжества Литовского Януша Радзивилла «заповзятливими», как пишет А.Гурбик, письмами с настойчивым требованием поскорее открыть на севере полномасштабные боевые действия.
Польша и Литва начали боевые действия практически одновременно. 18 июня 1651 года началась двухнедельная битва под Берестечком, а у Лоевской переправы утром 26 июня черниговских козаков полковника М.Небабы атаковали литовцы. Результатом поражения козацкого полководца, павшего смертью храбрых в этом бою, и стал захват Киева армией гетмана Радзивилла.
Будучи не в силах организовать эффективную оборону («деморалізовані козацькі загони не бажали вступати в бій з великою армією литовського гетьмана; тим часом тривога, яка з’явилась в киян після поразки війська М.Небаби, переросла у відкриту паніку» — А.Гурбик), киевский полковник А.Жданович резонно рассудил, что возвратная потеря первопрестольной столицы не есть потеря отечества, пока не потеряна армия. Отступив, он перекрыл все коммуникации вокруг Киева и позволил литовским захватчикам задыхаться в дыму киевских пожаров. Знакомая картина, не правда ли?
Отдельного разговора заслуживает позиция лучших киевских граждан и православного духовенства. Как писал тогда очевидец событий, «всякого стану люди, духовні й світські, хочуть бути в підданстві і всій волі королівській, а що козаки проти короля стоять, і війну ведуть, і Києвом володіють — це чиниться не з їх волі… стало відомо, що митрополит послав до Радзивілла свого посланця, дуже прохаючи його, щоб він прислав своє військо для охорони Києва». Полковнику же Ждановичу духовные архипастыри украинского народа — митрополит киевский да архимандрит киево-печерский — писали «нехай би він в Києві проти поляків більше не стояв, а вийшов би геть»; о том, чтобы благословить козацкое лыцарство на защиту города, и речи не было.
Захват Киева Радзивиллом гетман переживал тяжело. Сказалось и разочарование в якобы особых отношениях между литовским и украинским гетманами, и предательство городской элиты, и очевидная беспомощность козацких полков и полководцев, проявленная ими в столкновениях с дисциплинированной и вышколенной литовской регулярной армией.
Поэтому когда переяславский Рубикон был перейден и началась очередная военная кампания против Речи Посполитой, Богдан Хмельницкий забрасывает своего нового сюзерена настойчивыми просьбами — «прилежно вторицею и третицею» — поскорее направить войска в Киев. Чтобы в Киеве «от литовских людей было безстрашно».
«Тем лутше все православие и все Войско его царского величества Запорожское утешится, как услышат, что рать его царского величества к Киеву будет». Решая тактические проблемы (защиты столицы от очередного удара с севера), руководитель козацкой державы допустил серьезный стратегический просчет. Он недооценил идеологию воцарения московитов в Киеве и то значение, которое они придавали этому событию.
«Яко же древле при великом князе Владимире, так же и ныне сродник их, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, призрил на свою государеву отчину Киев и на всю Малую Русь милостью своею; а Киев и вся Малая Русь вечное их государского величества» — так, если верить статейному списку посольства во главе с В.Бутурлиным о Переяславской раде, говорили гетман Б.Хмельницкий и писарь И.Выговский.
У московитов идеология суть образующий стержень власти. То, что обозначается понятием «идеократия». Поэтому у них красивые идеологические слова не расходятся с сугубо практическими делами. Возвышенное «яко орел покрывает гнездо свое» автоматически переходит в приземленное «угнездиться» на новом старом месте.
Уже 30 января 1654 года царь назначает своих бояр Ф.Куракина и Ф.Волконского воеводами в Киев и наказом из Посольского приказа велит им, среди прочего, такое:
— в Киеве и в иных городах, которыми городами Богдан Хмельницкий и все Войско Запорожское владеют, «всяких жилецких людей привести к вере»;
— организовать достойную встречу новых властей: «и митрополит бы и весь освещенный собор, и полковники, и буймистры, и райцы, и войты, и лавники, и всякие служилые и жилецкие люди про приход их ведали и встречу им учинили»;
— крепость делать и «чтоб в той крепости всяким служилым и жилецким людям быти безстрашно и надежно»; «чертеж прислать ко государю к Москве»;
— «а ключи городовые держати боярину князю Федору Семеновичю Куракину, а острожные держати боярину князю Федору Федоровичю Волконскому»;
— «от польского и от литовского рубежа по всем дорогам, и по малым стежкам, и по приметным по всем места учинити заставы и сторожи крепкие и велеть беречь накрепко, чтоб в Киев… также ис Киева… за заставы нихто не проехал, и пеш не прошол, и не прокрался никоторыми обычаи»;
— «которые люди придут в Киев… и те б люди являлись в Киеве в приказной избе, а не явясь бы, никаков человек в Киеве не жил»;
— «беглых крепостных людей и крестьян примать не велеть; а которые объявятца, и тех велеть по сыску челобитчикам отдавать»…
…Пан воевода киевский Хмельницкий Киев сдал, господа бояре московские Куракин и Волконский Киев приняли.
Как человек, по долгу службы Божьей тонко чувствующий силу слова и власть идеи, более других противился сдаче митрополит Киевский Сильвестр Косов. Тот самый, который с неизменным энтузиазмом встречал у Золотых ворот триумфаторов Хмельницкого (1648) и Радзивилла (1651). Вместе с архимандритом Киево-Печерского монастыря Иосифом Трызной он упорно отказывался присягать московскому царю.
По приказу боярина Бутурлина «ломали» митрополита подьячий Плакидин и думный дьяк Лопухин. «Коли уж гетман и все Войско Запорожское веру ему, великому государю, дали, также и киевские жилецкие всякие люди, — аргументировал подьячий, — и он бы [митрополит] шляхту, и дворовых своих людей, и мещан, которые в софейском дому есть, прислал к вере тотчас, не наводя на себя за то государского гневу. А будет он шляхты, и дворовых своих людей, и мещан к вере не пришлет, — угрожал Плакидин, — и за то наведет на себя от царского величества опалу, и от гетмана ему за то не пробудет же».
На следующий день митрополит с архимандритом прислали к вере шляхту, и слуг, и дворовых своих людей…