За последние десять лет железнодорожный транспорт с все более ускоряющимся разрывом проигрывает автобусному сообщению. К таким выводам пришла группа экспертов Института социальной политики и социально-экономических программ Государственного университета — Высшей школы экономики , при проведении независимого общероссийского исследования «Проблем и перспектив развития системы пригородных пассажирских перевозок в России».
Как рассказал директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов , за период с 2000 года пригородные железнодорожные тарифы по РФ в среднем выросли на 4, 7 раз, когда аналогичные автобусные тарифы — лишь в 3,3 раза, а средние потребительские цены по стране — в 2, 5 раза. При этом пригородный пассажирооборот на железных дорогах сократился на 20 %.
Эксперт отметил, что причинами снижения пассажирооборота он считает снижение возможности маятниковой миграции и снижение доступности поездок, не связанных с трудовой деятельностью, то есть пенсионеров и малообеспеченных слоев населения. Государство должно сбалансировать «экономически обусловленные» и «социально обусловленные» тарифы, чтобы люди могли ездить на работу из пригородов.
Чтобы в полной мере решить возникшие проблемы, авторы исследования предлагают полную компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов, что со временем позволит компаниям выйти на безубыточный уровень работы. В дальнейшем при реструктуризации, накопленной кредиторской задолженности перед ОАО » РЖД » можно достичь необходимого уровня капитализации и выхода на прибыльный уровень работы. Только с помощью такого сценария можно достичь минимизации финансовых рисков, считают они.