Хозяйствующие субъекты Латвии и Белоруссии должны достичь договоренностей с российской компанией » Транснефтепродукт » о возможности запуска нефтепровода «Новополоцк-Вентспилс» в реверсном режиме для транспортировки в Белоруссию венесуэльской нефти, — заявил на пресс-конференции 17 ноября латвийский посол Михаил Попковс .
«Нужно учитывать, что сама труба принадлежит компании «Латтранс», в которой две трети уставного фонда принадлежит «Вентспилс Нафта», а треть — российской компании «Транснефтепродукт», 100-процентной «дочки» » Транснефти «. По уставу российские акционеры имеют право вето на работу нефтепровода в реверс», — сказал Михаил Попковс.
Он добавил, что белорусские и латвийские субъекты хозяйствования, прежде чем разрабатывать бизнес-планы по переводу нефтепровода в реверсный режим, должны договариваться с российской стороной. «Нужно договариваться с российской стороной, чтобы она дала согласие, либо продала свои акции третьей стороне, которая согласится участвовать в проекте», — сказал дипломат.
«Нужно иметь в виду, что транзитный бизнес должен иметь под собой долгосрочную перспективу. «Вентспилс Нафта» заинтересована в участии в этом проекте, но хочет видеть долгосрочные гарантии для инвестиций и ясное виденье бизнеса на много лет вперед», — сказал Попковc.
По его словам, Белоруссия в течение 2010 года вела с этой компанией соответствующие переговоры. Вначале речь шла о пятилетнем периоде сотрудничества, затем этот срок сократился до полутора лет. Сейчас Белоруссия ведет речь о возможности заключения контракта на пробную прокачку венесуэльской нефти в реверс по нефтепроводу.
Дипломат напомнил, что нефтепровод «Новополоцк-Венспилс» не эксплуатируется с 2004 года. В настоящее время он заполнен технологической нефтью. Кроме того, этот маршрут изначально был ориентирован на экспорт российской нефти и вся его инфраструктура настроена соответствующим образом. Поэтому для возобновления эксплуатации нефтепровода и перевода его в реверсный режим необходимы инвестиции и проведение сложных технологических мероприятий. В частности, из нефтепровода нужно слить технологическую нефть и провести полное обследование труб как на белорусской, так и на латвийской территории. Также нужно установить новое насосное оборудование, которое позволит трубе работать в обратном режиме.
Дипломат добавил, что также потребуются инвестиции в модернизацию портовой инфраструктуры, чтобы создать возможность закачки нефти из танкеров в нефтепровод. «Белорусское правительство сейчас просчитывает возможности по Рижскому порту — по территории, ассортименту переваливаемых грузов и терминалам для этого», — сказал Попковс. Он также сообщил, что в ходе недавних переговоров в Риге с премьером Белоруссии Сергеем Сидорским рассматривалась возможность строительства в Рижском порту СПГ-терминала. По мнению латвийских эксп
15b6
ертов, для запуска нефтепровода в реверс может потребоваться до одного года с того момента, как все участники проекта достигнут соответствующей договоренности.
Как сообщало ИА REGNUM Новости , находящийся под контролем международной компании Vitol менеджмент латвийского АО «Вентспилс нафта терминалс» начал откачку нефти из магистрального нефтепровода «Полоцк — Вентспилс» и ее продажу трейдерам. Всего таким образом планируется выкачать нефти на сумму до 250 миллионов долларов. Эта нефть не принадлежит Vitol, а имеет сложную структуру собственности, преимущественно находясь на балансе белорусских предприятий.
25 октября Александр Лукашенко , принимая верительные грамоты посла Латвии, «отметил, что развитие двусторонних связей с Латвией приобретает особое значение во внешнеполитической деятельности Белоруссии. «У нас очень много общих интересов. В первую очередь в области энергетической безопасности и транзита», — подчеркнул глава белорусского государства. Он считает важным разработать стратегию совместной работы по этим и другим направлениям, поскольку «от соседей во многом зависит стабильность и благополучие всего региона», — сообщала пресс-служба президента Белоруссии.